Бизнес-план |
Бизнес-планы составляют как для внутренних, так и для внешних пользователей. Так, их основное целевое назначение в том, чтобы собственник и организатор проекта смог оценить возможность практического применения бизнес-идеи и уровень рентабельности от реализации проекта, а также в том, чтобы банк после оценки бизнес-плана определил эффективность планируемого предпринимателем (организацией) бизнеса и выдал необходимый для реализации проекта кредит. Примеры, образец бизнес-плана:
Прежде, чем использовать тот или иной образец бизнес-плана рекомендуем ознакомиться с Инструкцией для пользователей, применяющих интернет-образцы бизнес-планов. Качественный бизнес план, как правило, содержит следующие основные разделы: 1. Титульный лист. - название и адрес компании или ФИО и адрес предпринимателя; - имена и адреса учредителей, если таковые имеются; - название и описание проекта; цель проекта; - общая стоимость проекта.
2. Обзорный раздел - наименование; - организационно-правовая форма ведения деятельности; - форма собственности (государственная, муниципальная, частная, общая совместная, долевая); - уставный капитал (для организаций); - среднесписочная численность (определяется по правилам, установленным Росстатом); - годовой оборот (учитывается последний год); - почтовый адрес фактического места ведения деятельности, телефон; - банковские реквизиты (включая, рублёвые, валютные, депозитные счета); - фамилия, имя, отчество, характеристики руководителя проекта (возраст, квалификация и т. д.).
3. Резюме (вводная часть). - основные положения проекта; - описание состояния компании; - указание товаров и услуг, которые предлагаются к реализации; - потенциальные потребители; - выгоды для организации (предпринимателя) и покупателей; - финансовый прогноз и общие цели фирмы на 3 – 7 лет; - сумма необходимых инвестиций; - срок возврата инвестиций; - чистая прибыль для инвестора от проекта.
4. Календарный план. - временная реализация проекта (таблица)
5. Описание бизнеса (фирма). - статус компании; - планируемая деятельность; - задачи на период до 3-х лет; - задачи на период 5 – 7 лет; - причина принятия решения по организации данного вида коммерческой деятельности; - указание имеющихся партнёров (по снабжению и сбыту); - цели компании и средства их достижения; - характеристика руководящего звена.
6. Организационный план. - сведения о партнерах (пайщиках), форма собственности; - степень ответственности партнеров; - состав руководящих органов компании; - организационная структура компании; - перераспределение обязанностей и функций внутри организации.
7. Сущность проекта. - продукция, работы и услуги; - помещения; - оборудование; - персонал.
8. Конкуренция. - оценка состояния рынка сбыта в настоящее время (регионального, общероссийского, международного); - выгода покупателей; - ожидаемый спрос; - спрос на продукцию, работы, услуги в будущем; - планируемая доля рынка и объём продаж; - предполагаемые потребители и конкуренты; - платежеспособность покупателей. 11. Продукция. - пример применения продукции; - соответствие продукции стандартам; - конкурентные преимущества продукта по сравнению с аналогичными; - состояние, в котором продукция находится на этапе составления бизнес плана (разработка, создание опытных образцов, производство и др.) - прогноз влияния повышения объёма производства на стоимость выпускаемой продукции; - патенты, ноу-хау, которыми организация (предприниматель) обладает по данной продукции.
12. Производственный план. - расчет необходимых площадей для реализации проекта; - оборудование; - основные фонды, их стоимость; - номенклатура, объём выпуска товарной продукции; - субподрядчики; - перечень материалов; - составные части продукта, планируемые к производству компанией и части, которые будут закупаться; - поставщики сырья; - резервные источники сырья, материалов; - методы повышения качества и снижения себестоимости; - обеспечение контроля за производственным циклом; - производственный персонал; - планируемые изменения в штатном расписании в связи с возможным расширением производства.
13. План по сбыту продукции. - инструменты и каналы сбыта на данном этапе и в перспективе; - затраты на договорную работу; - цены; - маркетинговая политика (вопросы ценообразования, скидки, акции и т. д.); - гарантийный срок; - прогнозирование выпуска новых видов продукции.
12. Рекламная компания. - медиаплан компании (виды рекламных акций, количество, сроки, стоимость).
13. Инвестиции. - необходимая сумма инвестиций; - форма осуществления инвестиционных вложений; - направления использования; - условия предоставления инвестиций, выгода инвестора; - условия кредитования; - гарантийные обязательства.
14. Риски. - слабые стороны компании; - возможность появления более современных технологий; - альтернативные направления деятельности; - надёжность партнёров; - инфляция; - новые конкуренты; - иные риски; - пути снижения рисков; - SWOT анализ.
15. Затраты компании. - единовременные и текущие расходы; - расходы на создание, приобретение, аренду основных фондов; - затраты на сырье, материалы; - эксплуатационные расходы; - оплата труда персонала; - налоги; - регистрация, лицензирование, разрешения, допуски, презентации; - проценты, дивиденды; -методика оценки себестоимости готовой продукции компании.
16. Выручка. - доход от реализации продукции, работ, услуг; - выручка от прочих источников дохода; - методика расчёта.
17. Финансово-экономическая оценка. - финансовые результаты; - структура активов (внеоборотные и оборотные); - структура пассивов; - эффективность осуществляемой деятельности; - показатели финансовой устойчивости; - комплексная оценка финансового состояния компании.
18. Показатели деятельности организации. - прогнозная оценка финансовых результатов деятельности компании; - прогнозная оценка денежных потоков; - уровень безубыточности; - факторный анализ планируемой прибыли относительно базового периода; - структура плановой себестоимости; - ожидаемые показатели рентабельности; - перспективная комплексная оценка финансового состояния компании.
19. Чувствительность проекта. - устойчивость проекта к изменениям экономической ситуации и к изменениям внутренних показателей; - точка безубыточности (break-even point).
20. Экологическая и нормативная информация - месторасположение объектов; - использование земли под объектами ранее и на данный момент; - строительные работы, иные физические изменения, связанные с проектом; - экологическая политика компании; - влияние реализации проекта на окружающую среду; - перечень лицензий, разрешений необходимых для реализации проекта (сроки и затраты), - тарифы на коммунальные услуги.
21. Дополнительная информация. - важная информация о руководителе и ведущих сотрудниках (деловая, контактная и прочая).
22. Приложения. - результаты маркетингового исследования; - техническая характеристика продукта; - гарантийные письма, договоры с поставщиками и покупателями; - договор аренды, найма и др. - заключение санэпиднадзора, пожарного надзора, служб надзора по вопросам экологии и безопасности; - опись основных документов; - финансовая и бухгалтерская информация (копии балансов, отчетов о прибылях и убытках и т. п.); - сертификаты качества; - нормативные документы; - статьи о деятельности предприятия (СМИ); - отзывы других организаций; - иная важная информация.
|