A+ R A-
Минфин предусмотрел очередное обременение для производителей скоропортящихся продуктов

Условиями договоров с торговыми сетями часто предусматривается обязанность производителя продуктов питания осуществлять обратный выкуп своей нереализованной продукции с истекшим сроком годности. Это обычная на сегодняшний день деловая практика и очень часто производители ставятся ритейлерами в кабальные для себя условия.

Вполне очевидным в этой ситуации было бы признание таких расходов производителя, включая расходы на утилизацию испорченной продукции, в составе расходов, уменьшающих налог на прибыль.

Однако, у чиновников финансового ведомства совсем другая позиция по данному вопросу. Согласно разъяснениям, приведенным в письме Минфина РФ 03-03-06/1/491 от 16 августа 2011 года, такие расходы, за исключением расходов на утилизацию хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, не могут быть учтены при расчете налога на прибыль. Обоснование позиции чиновников связано с привязкой правомерности учета расходов при расчете налогооблагаемой базы  по налогу на прибыль к наличию нормативно-установленной обязанности утилизации продукции с истекшим сроком годности. Нормативная обязанность утилизации устанавливается лишь для хлеба, хлебобулочных кондитерских изделий, а все остальные скоропортящиеся группы товаров (салаты, кулинарные изделия и др.) государством не регламентированы в этом отношении. Таким образом, Минфин создал дополнительное обременение для производителей скоропортящейся продукции.

 Текст письма Минфина РФ приводим ниже.

 

Министерство финансов Российской Федерации

П и с ь м о

№ 03-03-06/1/491

16.08.2011

Вопрос: Организация - производитель скоропортящихся продуктов питания (салатов, кулинарных изделий и другой подобной продукции) заключает договора на поставку с крупными торговыми сетями. Право собственности на поставляемую продукцию переходит в момент передачи.

Согласно положениям Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 данного Закона, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации.

В связи с этим, нереализованная продукция с истекшим сроком годности подлежит возврату поставщику, т.е. происходит обратный выкуп продукции с истекшим сроком годности. Обратный выкуп осуществляется по стоимости соответствующий стоимости реализации данной продукции.

После выкупа продукция подлежит уничтожению.

Расходы, произведенные по товару с истекшим сроком годности, осуществляются в рамках деятельности, направленной на получение дохода, а процедура возврата задокументирована и осуществляется на основании возвратной накладной и унифицированной формы Торг-2.

1. Можно ли учесть расходы на обратный выкуп продукции с истекшим сроком годности, а также расходы на утилизацию данной продукции для целей натогового учета по налогу на прибыль?

Поскольку для сататов и кулинарных изделий не утверждены Санитарные правила и нормы, то можем ли мы использовать положения "Санитарных правил и норм 2.3.4.545-96 "Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий" по аналогии?

2. Можно ли принять к зачету НДС, уплаченный поставщику указанного товара, вернувшегося от покупателя после окончания срока годности?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета расходов, связанных с возвратом из розничной сети нереализованной продукции с истекшим сроком реализации, и сообщает следующее.

Положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что расходами признаются любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.

Согласно положениям Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 2 статьи 3 данного Закона, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (статьи 24, 25 Закона N 29-ФЗ).

В пункте 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ указано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.

Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20 для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности утверждены Санитарные правила и нормы производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее - Санитарные правила).

Согласно пункту 3.1.1 Санитарных правил установленные в них правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Действующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской продукции обязывает поставщиков (производителей) утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения.

В отношении других скоропортящихся продуктов питания (салатов, кулинарных изделий) на поставщиков (производителей) данной продукции такая обязанность не возлагается.

Учитывая изложенное, считаем, что если обязанность по выкупу товаров с истекшим сроком годности нормативными правовыми актами не установлена, затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в качестве экономически обоснованных расходов и, следовательно, не подлежат учету для целей налогообложения прибыли организаций.

Одновременно сообщаем, что в связи с неясной формулировкой вопроса о порядке применения вычетов по налогу на добавленную стоимость ответить по существу на поставленный вопрос не представляется возможным.

Кроме этого, сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора департамента
С.В.Разгулин

 


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Регистрация в разделе "Форум".