Разведение улиток как бизнес |
Очень интересным бизнесом может стать такой нетрадиционный для России вид хозяйствования как разведение улиток. Речь идет о виноградных улитках (от лат. Helix pomatia), которые еще называют великорослыми, яблоневыми, лунными, съедобными, крышечными и др.
Главные потребители данного деликатесного продукта такие страны как Франция (ежегодный импорт порядка 6 тыс. тонн), Швеция, Бельгия, Греция, Испания, Италия. По результатам исследований совокупная ежегоднаяпотребность в продукте составляет более 100 тыс. тн. При этом спрос удовлетворяется производителями лишь на 60-70%.
В условиях нашей страны претендовать на высокий спрос данного продукта бесспорно сложно, но тем менее спрос есть и производители могли бы стать постоянными поставщиками для «Эскарго» французских ресторанов и для промышленных предприятий, выпускающих полуфабрикаты для маркетов, перебив в ценовом отношении французские и др. зарубежные фермы, обязательной статьей расходов для которых являются транспортные и таможенные расходы.
Кроме того, существует и такое малоизвестное направление бизнеса как реализация улиточной икры, которая обладает уникальными вкусовыми качествами (грибной вкус) и с недавнего времени после разработки способа засолки (фр. Д. Пьерю) является деликатесом.
Еще одним эффективным направлением сбыта продукции является медицинская промышленность. Улитки служат эффективной сырьевой базой для производства медицинских препаратов различного спектра действия от восстановления обмена веществ, омоложения организма, бронхорелаксантов до устранения проблем с потенцией (из улиток производятся очень сильные афродизиаки). Улиточное мясо способствует регенерации костно-хрящевой ткани, помогает при заболеваниях ЖКТ, рекомендуется беременным как природный источник кальция. Мясо виноградных улиток содержит белок (10%), жиры (30%), углеводы (5%), витамин В6, В12, кальций, магний, железо.
В целом, для заинтересованных опишем основные моменты построения и ведения улиточного хозяйства.
Состав основных постоянных и переменных расходов по организации улиточной фермы в расчете на 1 тонну выпуска:
Технологический процесс очень прост. Для размножения улитки помещают попарно в соответствующий контейнер. Улитки являются гермафродитами, но для оплодотворения спаривание необходимо. Происходит оно обычно с марта по май (после спячки). Затем идет кладка яиц обоими особями пары, после кладки маточные особи переводят в вольер, а яйца помещают в инкубатор. Через 6 недель молодняк уже можно переводить во взрослый вольер. Весь процесс размножения и выращивания происходит практически без участия заводчика. Единственные функции хозяина улиточной фермы – это прикорм, защита от «хищников» (напр., червей, насекомых, землероек, ящериц, кротов, ежей), а также контейнерно-вольерное перемещение особей в зависимости от стадии процессов размножения и выращивания.
Продуктивность виноградных улиток составляет порядка 40-60 яиц от каждой маточной особи в год.
Цикл роста ориентировочно 1,5 года (с апреля по август следующего года). Есть разновидности улиток с гораздо более коротким циклом созревания. Напр., Helix Aspera Maxima (Тунис) созревают за 6 мес.
На реализацию поступают особи весом 20 г при размере 5 см. Цена реализации 3-5 евро за килограмм. Цены диктуют биржи таких стран «улиточных гигантов» как Франция, Испания, Италия. Но необходимо быть готовым к тому, что на стадии start-up пробиться на этот уровень будет сложно (по объему выпуска, прежде всего) и поэтому может появиться необходимость реализации улиток закупщикам по бросовым ценам 1,5-2 евро за кг.
В целом, срок окупаемости проекта составляет ок. 1,5 лет.
Доходность со 100 кг маточного стада порядка 4 тн продукта за 1,5 года, в ценовом отношении 360 тыс. р. Это при условии достижения эффективных договоренностей по сбыту.
|