Бизнес-лидер Филипп Найт |
С именем этого человека связана история одного из самых успешных спортивных брендов Nike. Финансовый успех оценивается в 7 млрд. долл.
Как всё начиналось Начиналось всё с вложения в торговлю кроссовками 500 долл. Найт продавал дешевую, но качественную японскую спортивную обувь непосредственно со своего автомобиля. Это был прорыв на то время, поскольку рынок спортивной обуви в Америке на тот период был не богат выбором (американские кроссовки за 5 долл. были слишком низкого качества, а немецкие за 30 долл. были далеко не всем по карману). Ему изначально пришла идея самому производить обувь для спорта. Но стартового капитала не хватило бы на открытие производства в Америке и приходит идея открыть швейное производство в Азии. Для начала в 1962 году он заключает дистрибьюторский договор с японской фирмой Onitsuka (спортивный бренд Tiger) и совместно со своим бывшим тренером Биллом Бауэрманом открывает компанию Blue Ribbon Sports, сделав первую закупку японских кроссовок (партия 300 пар). За первый год было продано 8тыс. пар кроссовок. Спрос превзошел все ожидания. Компания стремительно развивалась, открыли собственный спортивный магазин и к 1971 году выручка составила 1,32 млн. долл., что стало раздражать японских партнеров, которые потребовали продать им компанию. К этому времени у Фила Найта уже были все возможности для открытия собственного производства. И Найт открывает новую компанию, ныне всемирноизвестную Nike. Название было подобрано в честь богини победы Ники, а логотип в виде галочки символизирует крыло богини. Для компании был придуман слоган «Просто сделай это»("just do it"). Первая результативная рекламная кампания была проведена в 1972 году в Юджине на отборочных соревнованиях к Олимпиаде. Её особенность в низкобюджетности и необычности. Заключалась она в том, что на всех соревнованиях Найт с супругой появлялись в майках с символикой своей новой фирмы. Это привлекло большое внимание своей новизной и простотой. Позднее затраты на рекламу составляли уже более 100 тыс. долл. и еще больше на маркетинг. Расцвет Nike с Джорданом К 1979 году Nike становится лидером на рынке спортивной обуви с единственным конкурентом в лице Reebok. Для того, чтобы обойти соперника нужен был серьезный прорыв и Найт принимает решение реорганизовать компанию в акционерное общество и привлечь к рекламе своей спортивной обуви самого Майкла Джордана –звезду NBA. Такого в истории еще не было. Акция была беспрецедентной и отдача была соответствующей. Продажи возросли до 4 млрд. долл. в год (до этого составляли в среднем 870 млн. долл.) Лицами Nike впоследствии становятся бейсболист Бо Джексон, теннисист Джон Макинрой, легкоатлет Карл Льюис. В итоге годовой рекламный бюджет компании – 1 млрд. долл. В 80-х годах Найт реструктурирует компанию и кардинально расширяет ассортимент (одежда, головные уборы, часы, спортивные аксессуары и др.) Кризис Nike Кризис 1998 года затронул и Nike. Год был закрыт как убыточный (67,7 млн. долл. убытка). Одновременно в прессе разгорается скандал об эксплуататорских условия труда на заводах Nike в Азии, на которых за копейки трудятся даже дети (65 часов – рабочая неделя, 60 центов в день). И в 2004 г. Найт уходит со своего поста, его преемником на посту должен был стать сын Мэтью Хэтфилд Найт, но он в возрасте 34 лет погиб при занятии подводным плаванием. В результате главой компании стал Уильям Парез (руководитель компании S.C. Jonson&Sons, которая заниамется производством освежителей воздуха), который получил должность банально через кадровое агентство.
|